Собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - Рождественское послание главы Омской митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Рождественское послание главы Омской митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира08 Январь 2013

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

главы Омской митрополии митрополита Омского и Таврического ВЛАДИМИРА

Преосвященным епископам, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви на Омской земле

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!».

Какой глубокий смысл сокрыт в этих освященных тысячелетиями словах, которые выражают радость верующих, радость всего сущего! Христос рождается! Свет разума возсиял всему миру!

Конечно, это был не только свет разума – но и свет Божественной любви, благодати, милости. Но то, что в этом тропаре сказано именно о разуме, о свете разума – конечно же, не случайно. Как часто человек – особенно современный, имеющий высшее образование, живущий в эпоху технического прогресса – считает себя разумным, а то и сверхразумным! Как часто он гордиться, надмевается своим умом, своей земной мудростью!

Но, как сказано у святого апостола Иакова: Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак.3:15). Земная, что значит – полученная не от Бога, но житейская и суетная; душевная – то есть, не духовная; и бесовская – внушаемая бесами ради служения им. Как редко в наше время мы различаем эти два вида разума – светлый и темный; как разучились мы отделять друг от друга эти два вида мудрости – нисходящую свыше и «земную, душевную, бесовскую»!

Так было, конечно, не только в наше время. В том же Рождественском тропаре сказано о том, что в воссиявшем миру свете разума звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися: «звездам, как Богу, служившие – звездою научены были поклоняться Тебе». Кто были те, кто «служил звездам, как Богу»? О них рассказывается в начале Евангелия от Матфея: это три волхва, которых Звезда Рождества привела поклониться Младенцу Иисусу.

Это были, говоря современным языком, ученые – они наблюдали «знамения неба», предсказывали по ним погоду, изучали звезды. Астрономия в те времена еще была смешана с астрологией, с верой в то, что расположение звезд влияет на человеческую судьбу. Поэтому они – как и современные составители всевозможных гороскопов – «служили звездам», обожествляли их. Такова, увы, человеческая, земная мудрость: думая, что владычествует над природой, узнает ее секреты, человек, наоборот, впадает в самое примитивное суеверие, поклоняясь природным силам и стихиям, словно они – некие божества. Ведь сколько и сегодня людей, которые гордятся своим образованием, своей научными знаниями, избегают Церковь, как нечто «несовременное»… И при этом верят гороскопам, интересуются оккультными знаниями, йогой, гипнозом, магией – незаметно для себя соскальзывая не только в бездны суеверия, но и прямого служения бесам!

Именно о таких людях писал священномученик Сильвестр Омский: «Даже снять шапку перед храмом Божьим, а также перекреститься после обеда образованному человеку теперь стеснительно. Проявляемое защитниками веры одушевление он признаёт фанатизмом… Он высказывается в том смысле, что посредством науки и искусства нужно всячески облегчать людям жизнь, а не затруднять ее, - византийский аскетизм уже отжил свое время. Напротив, все старается он делать рационально, почему неизменно подвергает критике дела веры и благочестия».

Словно в наше время – а не столетие назад – произнесены эти слова! А ведь, казалось бы, ясно, к чему привел тогда, в начале ХХ века, этот отход образованных людей от Церкви – в то, что они поверили в возможность самим, своими силами построить Царство Божие на земле, и в итоге залили Россию кровью… Но такова природа знания без веры, разума без света; такова сущность «волхвов», в какое бы время они не жили.

Такими были и те волхвы, которые пришли в день Рождества в Вифлеем Иудейский. Но – что привело их в этот незначительный по тем временам город? Что вообще заставило отправиться в путь, испытывать все дорожные неудобства? Свет, необычный, не объяснимый никаким земным разумом свет Звезды Рождества осенил этих ученых мудрецов! И через этот свет, загоревшийся на Востоке, через этот свет разума было открыто этим мудрецам, что родился Царь и Спаситель Мира! Вот для чего, взяв с собою дары, какие подобает Царю – золото, ладан и смирну – отправились они в путешествие. Поклонившись же Младенцу, они тем самым как бы отрясли с себя прах своего прежнего суетного знания, своей земной мудрости, за что и сподобились упоминания в Святом Евангелии.

На иконах Рождества Христова эти ученые мужи обычно изображаются разного возраста: один – седобородый старец, другой – зрелый муж и третий – молодой и безусый. Древние иконописцы, видимо, хотели тем показать, что свет разума, возсиявший с Рождеством Христовым, свет подлинного знания открыт всем возрастам. И юношам, и зрелым людям, и старцам. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно учиться Божественному разуму. В великой школе Христианства, в отличие от обычной школы, нет никаких «возрастных ограничений», двери ее открыты всегда и для каждого.

Братья и сестры! Принесем же в этот Праздник Рождества, как те мудрецы, золото нашей любви к Богу, ладан нашей веры и смирну наших благих дел, милосердия, помощи ближнему! Отрясем от себя, как те волхвы, надежду на земную мудрость, оставим поклонение звездам, не только небесным, но и земным: так называемым «звездам» шоу-бизнеса… Не будем надмеваться своей образованностью, своими земными знаниями – которые, конечно, тоже имеют свою пользу, но, не озаренные светом веры, ввергают человека в пропасти гордыни и суетности. И будем, как те евангельские мудрецы, научаться Звездою Рождества поклоняться Господу нашему Иисусу Христу, Солнцу правды, с Которым Отцу и Святому Духу слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВЛАДИМИР,

МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ,

ГЛАВА ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Рождество Христово 2012/2013 года,

Богохранимый град Омск

 

Официальный сайт Омской митрополии

назад к списку новостей